Осушение, водоотведение, водопонижение – это всё о нём, называемом французским словом дренаж (drainage). В более широком смысле слова, под дренажем понимают сумму знаний и технологий отведения жидкостей в строительстве, сельском хозяйстве, медицине и технике.


 

Осушение, водоотведение, водопонижение – это всё о нём, называемом французским словом дренаж (drainage). В более широком смысле слова, под дренажем понимают сумму знаний и технологий отведения жидкостей в строительстве, сельском хозяйстве, медицине и технике.

 

 Борис Кустодиев. Весна. 1921 год.

 

Давным-давно, лет тридцать назад, я взялся за осушение подвала старой дачи. После возведения ленточного фундамента, который строители уговорили сделать наших стариков, нарушился гидрорежим под домом и вокруг него. Весной подвал затопляло, из-за малых отдушин он не проветривался, нижние венцы сруба стали гнить. План был такой: вокруг дома прокопать канаву, отрезав тем самым всю верховодку, притекающую к дому, обустроить места под водостоками, где у нас всегда стояли бочки для сбора дождевой воды. При ливнях бочки переполнялись, и вода текла под фундамент. Канавы, глубиной 0.6-0.7м, заполнили старым битым шифером, кусками асбоцементных труб и кирпичом. Сверху закрыли полосками рубероида и засыпали землей. Еще надо было сделать бетонную отмостку, уложив ее на что-нибудь гидроизолирующее. В полу подвала я выкопал 2-х метровую яму до песка и вставил в нее две железные бочки без дна. Из этой ямы в подвал стало поступать тепло +4*, уезжая на зиму, мы складывали туда самые ценные заготовки, а песок был готов принимать возможные стоки, хотя они прекратились после всего сделанного. В качестве гидроизоляции в те времена я не нашел ничего лучше полиэтиленовой пленки и разогретого на костре вара, которым мы «примазали» пленку к цоколю дома. А потом в авральном режиме принимали ЗИЛ с раствором, на помощь пришли и стар, и млад, и соседи. Это был мой первый опыт водоотвода, все это до сих пор работает, а в подвале сухо и приятно. Сейчас настали новые времена, выпускается масса специальных материалов и приспособлений, но не в них залог успеха, а в понимании сути явлений.



 

Осушение, водоотведение, водопонижение – это всё о нём, называемом французским словом дренаж (drainage). В более широком смысле слова, под дренажем понимают сумму знаний и технологий отведения жидкостей в строительстве, сельском хозяйстве, медицине и технике. Мы же коснемся садово-строительного аспекта отвода воды – того, с чем сталкивается каждый хозяин дома и участка земли. Выполнение работ по водоотводу и осушению имеет свою специфику: в завершенном виде они не видны, оценить их можно лишь по результату. Поэтому очень важно лично присутствовать при дренажных работах, составлять схемы подземных коммуникаций и устраивать на участке колодцы для наблюдения и очистки всей системы. Чтобы иметь представление и со знанием дела контролировать процесс работы, не обойтись без объяснения терминов и понятий.

 

Глубинный дренаж – понижение стояния уровня грунтовых вод, применяется для осушения пятна застройки дома или улучшения почвенного слоя для разбития плодового сада. Он состоит из канавы соответствующей глубины и наклона, с утрамбованным или отсыпанным песчано-гравийной смесью (ПГС) дном. Туда укладывается дренажная труба, а на неё сверху полотно геотекстиля, края которого сначала выведены на стороны канавы, а потом после засыпки гравия, щебня или хорошего ПГС, они укладываются друг на друга. Таким образом получается, что сыпучие материалы, обеспечивающие легкий доступ воды в трубу со всего профиля дренирования (см.ниже), оказываются в оболочке из геотекстиля. Это делается для предотвращения заиливания сыпучих материалов.



Поверхностный дренаж, или дренаж мелкого заложения – для отвода сезонных и ливневых вод от стен дома и осушения верхнего слоя почвы (20-30см), и предотвращения заболачивания дорожек, клумб, огорода, газона и т.д. Состоит из канавы мелкого заложения, повторяющей форму рельефа. Устройство канавы может быть таким же, как описано выше, но может быть и упрощенным, без заворачивания щебня в геотекстиль. От отмостки водосливной системы дома вода по лоткам, зарешеченным водотокам, поступает сначала к трубе поверхностного дренажа, а затем в сборно-смотровые колодцы. Система канав веерно располагается по площади участка, присоединяясь к основной наклонной линии сброса воды.

 

Профиль дренирования, или профиль сброса грунтовых вод – наклонная линия сброса воды, направленная в сторону возможного стока воды, обычно совпадает с уклоном рельефа и гипотетически стремится к ближайшему естественному водоему (канаве, ручью, оврагу…). Наклон этой линии около 1 см на метр. Ясно, что для поверхностного дренажа эта линия идет практически по поверхности земли, а для глубинного начинается с глубины заложения дренажной трубы. Исторически все дома всегда стремились строить на высоких местах. И это делали не только для хорошего обзора. Очевидно, что если от дома рельеф понижается, то и глубина водоотводных канав становится меньше. Высоко – это сухо, низко – сыро. Сейчас, к сожалению, застройщики забывают об этом. Удивительно, когда разбивают поселки в низинах рек, в поймах, в непосредственной близости от водоёмов.

 

Смотровой колодец – сейчас это труба, чаще двухслойная ребристая пластиковая, с дном или без, с крышкой, которая должна очень плотно закрываться, чтобы колодец не превратился в ловчую яму. В боковой стенке или дне просверливается отверстие для присоединения дренажных труб с помощью фурнитуры.

 

Из нашего опыта дренирования участков, начинать надо с откопки шурфа (короткой канавы) или, лучше, с бурения ручным буром мелкой скважины на глубину профиля дренирования, обычно не превышающую 2м. При этом изучаем рельеф участка и выясняем конкретные задачи водоотвода.


Например, вот такой случай. Дом на литом фундаменте построен на косогоре с плывуном (подвижным обводненным грунтом) на глубине 1.5-2м. У хозяев создалось впечатление, что фундамент живет, реперные точки разъехались, образовались небольшие трещины. Была поставлена задача осушить пятно застройки на максимально возможную глубину для укрепления всего массива почвы под домом. В скважинах, пробуренных в непосредственной близости от дома на глубине 0.2-0.3 м сразу же появилась вода, хотя дождей давно не было. Гидрогеология участка такова, что он хоть и находится на склоне с превышением 3.5м и дом построен в самой верхней точке, выше него находится большая площадь водосбора, и вода поступает в песчано-гравийный слой, который выклинивается внизу участка естественными родниками. Вокруг дома были прорыты канавы глубиной 1.8-2.0м, причем начинали рыть с нижней точки участка, чтобы канавы при рытье дренировали сами себя. Все время был риск оползней и обвалов, стены канав приходилось укреплять фанерными (12мм) щитами с распорками. Делали отрезками по 3-5м, опасаясь, что канава схлопнется. В канаве образовался ручей с сильным течением, стены сочились водой… В местах соединения дренажных труб друг с другом с северной (как самой сырой) стороны дома были сделаны два смотровых колодца, глубиной 2м. В них всегда можно было наблюдать на глубине 1.7-1.8м течение воды, а после дождей особенно бурное. Выше этого уровня вода в колодцах не поднималась, что подтверждало, что под домом произошло водопонижение. На следующий год хозяева сообщили, что фундамент перестал «жить».


Я так подробно остановился на этом довольно крайнем случае дренажа для того, чтобы проиллюстрировать, насколько большая и тяжелая работа может быть проведена для решения практически аварийной ситуации и остаться совершенно невидимой. При этом правильное понимание смежных отраслей инженерии, использование современных материалов и технологий позволяет гарантированно и эффективно решать проблему.


Повторяя за Козьмой Прутковым, скажу, что главное правило для хозяина при дренажных работах: БДИ! Всё должно быть предельно понятно хозяину во всех аспектах и доходчиво объяснено подрядчикам.


В таком даже совсем невидимом землеустройстве чудес не бывает: вода течет по законам физики. Само по себе закапывание труб в землю не означает дренирование участка.

 



 Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897

 

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, связан с перераспределением вод, в том числе грунтовых, на уже освоенных участках в связи с производимыми реконструкциями и строительными работами на соседних территориях. Строительство заборов с монолитным фундаментом, дорог, инженерных коммуникаций, подпорных стенок, изменение рельефа и отсыпка грунта у нового соседа и т.д. – все это подчас приводит к заболачиванию, гибели плодовых садов. Участки, у которых десятилетиями был прекрасный профиль дренирования, оказываются практически в яме и изолированными от естественных стоков. Как вариант, при отсыпке соседних территорий или строительстве ландшафтных элементов с увеличением абсолютных отметок высот, можно предусмотреть трубные водоводы, которые соединяют соседние территории по прежним отметкам высот. Для этого нужно развивать добрососедские отношения и не бояться перекопать сделанную дорогу и проложить трубу. При строительстве монолитного забора предусмотреть закладные водоводы, которые надо иметь возможность прочищать. Подъем всей территории участка нового соседа чреват трагедией местного масштаба. До некоторой степени ситуацию может спасти контурный дренаж по периметру или части сопредельной территории.


Вообще говоря, землепользование не должно ухудшать качество соседних участков, и в неразрешимых ситуациях следует обращаться в суд.
У наших друзей соседка нарушила сделанную в послевоенные годы общую дренажную систему из керамических трубок. Теперь весной их участок выглядит по-венециански, летом на грядках и под яблонями начали появляться болотные растения, погибли две яблони. Сейчас им предстоят масштабные земляные работы для отведения вод по новому профилю.


Получается, что второе правило водоотвода – ДРУЖИ!


Земля может быть частной, а профиль дренирования – общественным.


Дмитрий Журов

Дизайнер