По весне мы найдем в саду укромное место, может быть пригорок, куда утром заглядывает солнце. Посадим цветочек и будем за ним ухаживать. В общем-то подойдет любой аленький цветочек, лишь бы приносил в сад радость, сказку и чудо.
 

По весне мы найдем в саду укромное место, может быть пригорок, куда утром заглядывает солнце. Посадим цветочек и будем за ним ухаживать. В общем-то подойдет любой аленький цветочек, лишь бы приносил в сад радость, сказку и чудо.

Сердце от страха готово вырваться из груди, хотя содержание спектакля хорошо известно: сначала купец сорвет Аленький цветочек, потом гром — молния и появится Оно — Чудовище, зверь лесной чудо морское. Отступать некуда, рядом одноклассники, можно, конечно, закрыть глаза, но тогда не увижу цветочка. А он оказался прозаически бутафорским, да и осветитель не сразу попал в него своим прожектором. Все это напомнило даже восьмилетнему ребенку, что Чудовище — это просто артист в костюме… Прошли годы и даже десятилетия, примеров превращений чудовищ в принцев наблюдала немало, как собственно, и счастливых браков, а вот цветочка аленького, краше которого нет на свете, пока нигде не встретила. Может это ненужное упрощение — если есть образ, должен быть прообраз. Тем более что умные критики давно сопрягли цветок с символом единственной неугасимой любви. Но ключница Пелагея, реальная сказительница, призванная усыплять маленького Аксакова, ведь представляла себе как-то этот Цветок. Иначе не родились бы эти удивительные строки: «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». Книга Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Детские годы Багрова внука» — литература для взрослых людей, я бы обозначила как 30+. На мой взгляд, только уже приобретя свой личный житейский опыт, можно получить истинное наслаждение от этой прозы. Сказка «Аленький цветочек» является как бы приложением к замечательной эпопее семейной хроники. Аксаков старался как можно точнее передать язык и сам текст, услышанный от Пелагеи. И это ему удалось: дивный слог, как песня, ни единого фальшивого звука. Переиначивая «бродячие » сюжеты, неизвестные авторы и именитые писатели, каждый добавляли и изменяли что- то важное для себя лично. Пелагея, неслучайно заменила красную европейскую розу на аленький цветочек. Я думаю, она хотела сделать этот образ более тонким, неуловимым, родным. Может быть не я первая догадалась, но роза и цветочек — это как символы западничества и славянофильства, полярных движений русской общественной мысли (сыновья С.Т.Аксакова, Иван Сергеевич и Григорий Сергеевич стали видными русскими славянофилами, государственными и общественными деятелями.). Сюжет Пелагеи вообще несколько мягче, чем в европейском варианте, где отец девушки находит целый куст алых роз и срывает одну. Кстати, при счастливом конце всех вариантов, судьба завистливых сестриц неодинакова: мадам де Бомон, например, превращает их в каменные статуи, а ключница Пелагея – прощает и все они празднуют веселую свадьбу.   Первым претендентом на роль прообраза аленького цветочка несомненно идет Пион тонколистный или узколистный (Paeonia tenuifolia L).     Народные названия лазаревый цветок, воронок, зеленика, воронец, красный лазорик. В Бугурусланском районе Оренбургской области, там, где проходило детство Багрова внука, а также в Самарской и Уьяновской областях, все население твердо уверено, что это именно так и никак иначе. Более того, некоторые считают Пион тонколистный алого цвета эндемиком этих мест, в чем лично я сильно сомневаюсь. Нечаянная встреча с этим цветком в лесу действительно изумляет, в нем есть та доля беззащитной травянистости, которой подчас не хватает розе. Я заглянула в Красную книгу Оренбургской, а также всех сопредельных областей, везде он, к сожалению, постепенно исчезает, находится под охраной. В некоторых районах есть группы энтузиастов, которые устраивают выездное любование цветением пиона тонколистного, патриотично считая, что это занятие не уступает по своему ботанико-эстетическому наслаждению аналогичному действию японских сакуролюбов. В Самаре будет заложен Аксаковский сад «Аленький цветочек», тем самым хотят почтить память одного из лучших русских губернаторов Григория Сергеевича Аксакова. Бог в помощь им!   Следующим претендентом я бы считала редко встречающийся, но от этого еще более подходящий для сказки Гравилат красный или пурпуровый (Geum coccineum Sibth. )     Даже у нас в Подмосковье на лугу иногда можно найти распустившийся крупный цветок, в котором не сразу признаешь гравилат речной. Обычно мы видим его в закрытом бутонообразном состоянии. Сейчас в Европе садовые сорта гравилата чрезвычайно популярны, причем больше предпочитают простые, немахровые формы.   В номинацию на звание Аленького цветочка я бы еще включила красный мак, встречающийся в степных районах южного Урала. Поставьте один такой мачок в тонкий кувшинчик, он весь трепещет, век его недолог, но как ярок! И напоследок, цветок, которому я сама отдаю предпочтение. Хотя первые три мне тоже очень нравятся, но я их видела, а вот Анемон уральский розово-красного цвета или Ветреница уральская (Anemone uralensis) я никогда не встречала. Скорее почувствовала, вычислила, что такой цветок есть, и нашла его в атласе и красной книге.     Вид, находящийся под угрозой исчезновения, эндемик Урала. В нем есть лично для меня какое-то средоточие гениальной простоты, он редок был и тогда и сейчас. Если вдуматься, то аленький цветочек – это не алый цветок, он должен быть маленьким и не ярким, может быть даже розоватым.   Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. А дело у нас у всех, по большому счету, одно. Успеть рассказать то, что знаем детям и внукам, пока те еще нас слушают. Тут все средства хороши, а лучшим я считаю любое совместное театральное действие. Поэтому представляем вам спектакль «Аленький цветочек» в исполнении кукол-ложек. Все очень просто: на ложках (бельё) нарисованы лица героев, из тряпочек сделаны нехитрые костюмы – это мы делали с детьми постарше. Чудище нарисовали на деревянной кулинарной лопаточке с одной стороны, а на другой, он уже Принц-красавец. Аленький цветочке – на маленькой деревянной ложечке. Ну, а дальше вы знаете: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек…» По весне мы найдем в саду укромное место, может быть пригорок, куда утром заглядывает солнце. Посадим цветочек и будем за ним ухаживать. В общем-то подойдет любой аленький цветочек, лишь бы приносил в сад радость, сказку и чудо.        

Надежда Мордвинова-Журова

Дизайнер